![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
С запоздавшим официальным признанием Кремля факта теракта и последовавшей сразу за ним попыткой акта возмездия, все сразу забыли о самом теракте и его организаторах - как исполнителях так и о заказчиках. Слишком быстро забыли. А зря. Нет, разумеется, благодаря некоторым вбросам, с ними все ясно и даже для особо непонятных проведена логическая цепочка между этим терактом и взрывами домов 15 лет назад, но, по странному стечению, почти никто не занимается самым главным вопросом - кому это выгодно? Или, пользуясь терминологией криминалистов, у кого был мотив + средства для исполнения этого преступления?
Посмотрим на ситуацию вцелом. Но сначала хронология событий:
Целых 4 года РФ фактически не вмешивалась в сирийский конфликт. Да, посылала оружие и необходимое сырье, но напрямую старалась не участвовать. И тут этим летом в Москву зачастили иранские генералы с мольбами спасти погибающий режим Асада и Кремль внезапно резко меняет курс и отправляет свои войска в Сирию.
Уже спустя месяц операции можно сделать вывод, что интервенция готовилась с колес и впопыхах. Признаков масса: от экстренной закупки турецких ржавых корыт для нужд "Сирийского экспресса" и до "банка целей", пополнение которого РФ пришлось буквально вымаливать у всех заинтересованных сторон. Не говоря уже о таких мелочах, как перекраска техники на более актуальный на БВ песочный либо в любой другой подходящий оттенок.
Официально операцию начали 30 сентября. Но сразу заявили - никакой наземной операции не будет!
И почти сразу "что-то пошло не так" (тм)
На скорую руку добытые разведданные и плохо перепроверенные (а может и вовсе непроверенные) почти сразу вылились в более полутора десятка разбомбленных медучереждений, из полутора тысяч убитых россиянами сирийцев почти треть оказались мирняком, западные СМИ стали смаковать военные преступления российского контингента, а тут еще и наступление объединенных сил иранцев, иракских и ливанских шиитов при поддержке остатков армии Асада быстро захлебнулось. Если под Алеппо еще удалось добиться некоторых тактических успехов типа разблокирования авиабазы Квейрс спустя 3 года в окружении, то на остальных участках фронта не только не удалось кардинально переломить ситуацию, но кое-где шиитской коалиции пришлось даже отступить. В Дамаске, Идлибе, Хомсе и даже в оплоте Алавистана - провинции Латакия, отряды повстанцев сумели удержать почти все свои позиции. Дошло до смешного: в бравурных сводках Генштаба РА появились рапорты об успешных продвижениях асадитов В МЕТРАХ!
Стало предельно ясно то, что было очевидно еще в самом начале операции - без кардинального насыщения сухопутными войсками коалиция шиитов не справится даже при еще большем усилении авиагруппы РЭКСа.
Но тут выяснилось, что общественное мнение в РФ совсем не в восторге от идеи получать груз-200 из еще одной страны, помимо оного из Украины. На результаты соцопросов не удалось повлиять даже после очередной мобилизации пропагандистской машины в лице центральных СМИ. В сакральность каких-то руин в Пальмире среднему россиянину оказалось поверить чуть сложнее, чем в оную в Тавриде. Вскоре некоторые СМИ и соцсети заполнили заголовки со значительными цифрами стоимости ежедневного содержания заморской группировки, цена за нефть, чуть воспрянувшая с началом операции, вновь покатилась вниз и российские власти заговорили о сроках окончания операции, правда безо всякой определенности и с оговоркой, что только после обязательной победы режима Асада. Поползли слухи о якобы готовности Кремля вести переговоры с сирийской оппозицией и более того - отказе от ранее принципиальной поддержки сохранения Асада у власти.
Но тут над Синаем взорвали самолет. И в РФ в тот же день заговорили о наземной операции. Задолго до первых итогов расследования.
Оставим на время заявления ИГ (точнее их синайского филиала) о взятии ответственности за теракт. К этому еще вернусь. Пару слов о действиях РЭКС. Сегодня уже ни для кого не секрет, что львиная доля его активности нацелена не на объекты ИГ, а против реальных противников Асада - сирийской оппозиции. Лишь спустя 50! дней славные путинские соколы наконец нашли в пустыне бензовозы исламистов - основной источник доходов ИГ - и разом якобы накрыли аж 500 штук. В 5! раз больше, чем это сделала коалиция всего сутки ранее. Обгоним и перегоним - все как завещали славные предки.
Итак, вопрос первый: зачем ИГ задирать Рф, которая так успешно борется против сирийских повстанцев, являющихся и их, исламистов, врагами? К чему подставляться, когда так удачно все складывается? Тут надо напомнить один малоизвестный для многих факт: за первую неделю операции РЭКСа, благодаря их бомбардировкам, ИГ смогли неплохо продвинуться и захватили ряд деревень в одной лишь провинции Алеппо. Причем захватили их у сирийских повстанцев! С войсками самого Асада игиловцы не особо воюют. Зачем? Он их основной деловой партнер и косвенно, наряду с турками, один из основных их спонсоров. Вывод: игиловцам совсем неинтересно становиться мишенью для Рф, а следовательно их мотив для подрыва Аэробуса более чем под сомнением.
Вопрос второй касается возможностей ИГ, а вернее их синайского отделения. До подрыва Аэробуса атаки тамошних боевиков сводились в основном к примитивной партизанщине против египетских властей и самыми "высокотехнологическими" атаками были редкие попытки ракетных обстрелов юга Израиля. Неудачные, как правило, стоит заметить. И тут такая сложнейшая операция, требующая досконального профессионального планирования, вербовки сотрудников аэропорта и, возможно, его сотрудников безопасности - это качественный скачок террористических возможностей группировки не просто на новую ступень, а сразу через целый пролет. Отсюда и элемент "средства для исполнения" без существенной помощи извне также находится под вопросом. Причем не просто помощи, а при поддержки силы, обладающая ресурсами достаточно мощной и профессиональной разведслужбы.
Ну и, наконец, про заявление ИГ о взятии ответственности за этот теракт. Их египетский филиал - Вилаят Синай вначале очень невнятно объявил о своей ответственности и даже отказался предоставлять какие-либо детали. Что очень нехарактерно для подобных группировок, как правило бахваляющихся своими успехами. Египет, сразу заявил, что ИГ не имеют отношения к теракту, а им то виднее больше других потенциал террористов. Но, они сторона заинтересованная. А вот США трудно обвинить в заботе о турпотоке на египетские курорты и даже они долгое время сомневались в причастности ИГ к катастрофе А321.
Тогда кто же если не ИГ? Кому прямая и немедленная выгода от втягивания Рф в войну в Сирии? Их трое:
1. Асад
2. Иран
3. Партия войны в самой РФ
Асад
Его мотив ясен без комментариев,но владеет ли он необходимыми средствами? До войны спецслужбы Сирии считались одими из самых мощных на Ближнем Востоке, но 4 года тяжелейшей войны не могли не сказаться и на их возможностях. Но сбрасывать их со счетов пока не станем. Отношения с ИГ у Асада сложные, но за годы противостояния обе стороны доказали делом, что способны очень плодотворно взаимодействовать, когда это касается общих врагов (сирийская оппозиция, курды итд) или жизненноважных интересов для обоих, как это имеет место быть с торговлей нефтью.
Вывод: Асад обладал и мотивом и в определенной степени возможностями для подобной провокации с целью втягивания РФ в войну, в которую она вступила так осторожно и, по большому счету, очень неохотно.
Иран
Мотив Тегерана также лежит на поверхности. Именно иранцы втянули РФ в эту авантюру. Именно иранцы сегодня в Сирии несут огромные даже по их меркам потери (одних офицеров и генералов около 80 человек только убитыми). Именно иранцы, как никто другой, понимают, что без серьезной сухопутной поддержки, коалиции шиитов не в состоянии переломить ход войны. Поддержки, оказать которую может только РФ, в виду истощенных резервов асадитов и шиитских отрядов из Ирака и Ливана. Поддержки, тем более необходимой на фоне растущей помощи Запада и стран Персидского Залива отрядам сирийской оппозиции и курдам.
Ну а что касается возможностей, то достаточно взглянуть на этот список "достижений" передового отряда иранской исламской революции - Хизбаллы. Он говорит сам за себя.
Но в отличие от Асада, у иранцев далеко идущие планы. Втягивание РФ в сирийское болото позволит им заполучить столь долгожданный зонтик ПВО от израильской авиации. Более того, судя по некоторым сообщениям, иранцы планируют обосноваться на одной из авиабаз Асада и перебросить на нее десятки своих самолетов, что в корне меняет баланс сил в регионе не только для ВВС ЦАХАЛа, но и для войск коалиции Запада и стран Залива. Без поддержки современных российских систем ПВО и авиации, которых нет у иранцев, этим планам не суждено сбыться.
Партия войны в РФ
Не секрет также, что в верхах российского правительства идет закулисная борьба между двумя кланами, лоббирующих интересы двух конкурирующих лагерей. Условно это экономический блок против блока ВПК и чиновничества.
С началом режима санкций столкновение двух лагерей обострилось до предела. Разумеется, публично это почти не выражается, но если судить по вбросам с каждой стороны через гос.СМИ, борьбы идет нешуточная.
Война это очень прибыльное дело - это аксиома. И плоды от нее несет прежде всего ВПК. Достаточно вспомнить новость от одного из заводов боеприпасов о переходе рабочего графика на три смены, о чем с гордостью поведали кремлевские СМИ. Введение санкций не могло не ударить по грандиозным планам о перевооружении РА и оно все же их коснулось. Но война...это бездонная бочка для любого ВПК. Это манна небесная! Это спасательный круг в условиях секвестра оборонных затрат! И допустить невступление в нее, для партии войны просто недопустимо. Справедливости ради, это касается не только "ястребов" РФ. Это что касается мотива.
Касаемо же возможностей, то отсылаю читателя к ссылке в первом абзаце этого поста...
упд.
http://gordonua.com/news/worldnews/Eks-razvedchik-KGB-Plan-podryva-A321-byl-razrabotan-rossiyskoy-razvedkoy-i-predstavlen-Putinu-113013.html